Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.1.1. Морской шляхетный кадетский корпус
Особенно хорошо было поставлено преподавание математики в Морском шляхетном кадетском корпусе. Для обучения навигации и математике по штату полагалось 15 человек - профессор, 2 учителя и при них 6 подмастерьев и 6 учеников. Преподавательский состав Морского корпуса был традиционно силен. Достаточно сказать, что наиболее известные педагоги-математики методической школы Л.Эйлера, которую мы уже охарактеризовали, работали именно в Морском шляхетном кадетском корпусе. К ним относятся: профессор Н.Г.Курганов, всю жизнь посвятивший воспитанию и образованию будущих морских офицеров; академик С.К.Котельников, совмещавший преподавание в академической гимназии с чтением лекций по разделам высшей математики старшим воспитанникам корпуса и создавший учебные математические пособия специально для него; академик Н.И.Фусс, непременный секретарь Академии наук, выпустил несколько первоклассных учебников математики, читал курс математики не только в Морском, но и в Сухопутном шляхетных корпусах.

В Морском кадетском корпусе использовались практически все существовавшие в определенное время учебные пособия по математике. До 1855 г. обучение математике в основном велось по "Арифметике" Магницкого и функционировавших параллельно и описанных нами выше пособиях и конспектах по практической геометрии и тригонометрии. Их сменили специально созданные для Морского кадетского корпуса пособия блестящего просветителя Н.Г.Курганова, создателя учебников нового типа, соединявших в себе систематичность и доказательность с простотой, изяществом стиля, яркой образностью и живой манерой изложения. Издав "Универсальную арифметику" и "Генеральную геометрию", а затем переведя с французского адаптированные для школы "Начала" Евклида, Курганов значительно поднял уровень математической подготовки в Морском шляхетном кадетском корпусе. Особенно большой славой пользовался его учебник арифметики: "Достоинства "Арифметики" Курганова были так несомненны, написана она была таким простым и ясным языком, что знаменитый Магницкий со своим славянским языком и запутанными определениями окончательно и навсегда померк в учебной литературе".

В этот же и последующий периоды здесь стали употребляться и руководства по математике, созданные для академической гимназии, в частности использовался учебник геометрии Крафта, приложенный к нему перевод французского учебника тригонометрии. Следуя западноевропейским традициям, геометрию в Морском корпусе предпочитали преподавать "по Евклиду". По всей видимости, тон тут задал А.Фарварсон, подготовив русское издание широко распространенных в Европе "Элементов геометрии..." А.Такэ, где был изложен упрощенный вариант I - VI и XI - XII книг "Начал". Известны несколько переводов "Начал" Евклида и их адаптаций, выполненных специально для Морского кадетского корпуса:
- "Евклидовы элементы" (Спб., 1739), перевод с французской адаптации И.Сатарова;
- раздел геометрии в "Книге полного собрания о навигации" (Спб., 1748-1753) С.Мордвинова, впоследствии знаменитого адмирала;
- "Элементы геометрии" (Спб., 1768) - адаптированный перевод "Начал", выполненный Н.Г.Кургановым и принятый в Морском корпусе в качестве учебника;
- "Евклидовых стихий книг осьм" (Спб., 1784), перевод с греческого преподавателей Морского корпуса В.Н.Никитина и П.И. Суворова.

Книга Сатарова признания не получила. Солидный учебник навигации Мордвинова кроме геометрии содержал навигацию и плоскую и сферическую тригонометрию. Наибольший интерес представляет отдел тригонометрии, написанный с доказательствами. Однако книга Мордвинова оказалась трудной не только для кадетов, но и для их учителей.

Под влиянием Никитина и Суворова в 80-х гг. изменился стиль преподавания математики в Морском корпусе. В 1784 г. Никитин был назначен инспектором корпуса, а Суворов его помощником; оба они получили магистерскую степень в Оксфорде и попытались ввести в Морском корпусе элементы сложившейся в Европе системы математического образования. Это выражалось, в частности, в том, что арифметику стали изучать после геометрии; введено чтение лекций "по образу, как в университетах делается". Никитин и Суворов в 1787 г. издали учебник тригонометрии "Тригонометрия, две книги" (Спб.,), которая также была составлена по несколько устаревшим западноевропейским образцам. Тем не менее, этих авторов отличали высокая математическая культура, требовательность к точности и доказательности изложения, а также стремление к созданию отечественной математической терминологии.

Кроме математики, которую мы теперь называем элементарной, начиная с 60-х гг. в Морском кадетском корпусе для старших воспитанников читался курс высшей математики.

Начало этому положил академик С.К.Котельников, который излагал старшим кадетам разделы высшей математики и специально для корпуса выпустил "Первых оснований математических наук" (Спб., 1766); часть I, впрочем, содержала в себе арифметику.

В конце XVIII в. курс математики был существенно пополнен аналитической геометрией и математическим анализом и поручен академику Н.И.Фуссу.

Итак, Морской шляхетный кадетский корпус всегда славился прекрасной постановкой математического образования, уже в XVIII в. включавшего не только элементарную математику, но и основные разделы высшей. Это учебное заведение умело привлечь для преподавания первоклассных математиков своего времени, которые к тому же выполняли его заказы на создание современной учебной математической литературы. В других профессиональных учебных заведениях математическое образование не имело такого высокого уровня.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.207-209.


ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Михайло Ломоносов
Десять новелл из жизни гения

 

Ломоносов - основатель Московского университета