Адресат дисциплины – студенты бакалавриата и магистратуры отделения математики факультета МИиФ ЮФУ.
Статус дисциплины: обязательная, входящая в региональный компонент.
Форма отчетности: зачет в 10 семестре (ОЗО); экзамен в 3 семестре (магистры)
Предмет курса – история математического образования в России.
Цель дисциплины – обеспечить компетентность будущих учителей математики старшей и профильной общеобразовательной школы, преподавателей средней и высшей профессиональной школы в области истории математического образования в России, которая входит в сферу их профессиональных интересов.
Задачи дисциплины:
- раскрыть значение математического образования в истории Российского государства на различных этапах его развития;
- помочь студентам овладеть системой знаний об основных этапах истории отечественного математического образования, темпах его развития на каждом из них;
- оказывать влияние на формирование у студентов математической, педагогической и методической культуры;
- способствовать культурной, профессиональной и гражданской самоидентификации личности студента;
- формировать у студентов адекватную систему ценностных ориентиров, прежде всего систему общенациональных ценностей, к которым, безусловно, относится отечественное математическое образование;
- воспитывать у студентов гордость за достижения своего отечества, чувство межнациональной толерантности;
- развивать историческую память учителя математики, образно-ассоциативный компонент его мышления;
- раскрыть роль в развитии математического образования в России выдающихся математиков и деятелей математического образования.
Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип соответствия содержания цели и задачам дисциплины. Кроме того, курс строится на хронологическом принципе, принципах систематичности и последовательности изложения материала об истории математического образования в России.
В силу того, что дисциплина «История отечественного школьного математического образования» носит в основном теоретический характер, основной формой изложения материала являются лекции и семинарские занятия.
Содержательная основа курса: В качестве источника текстов используются книги автора курса ИОШМО - д.п.н., проф. Т.С. Поляковой
- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. - 288 с.
- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.II. Век девятнадцатый. Первая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. - 208 с.
- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.II. Век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005. - 203 с.
- Полякова Т.С. История математического образования в России. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 624 с.
Методическая основа курса:
Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики: Методический аппарат. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 64 с.