Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
7.1.4. Методико-математическая периодика

1. "Вестник математических наук"

Первым русским методико-математическим журналом был «Учебный математический журнал» К.Я. Купфера. Журнал «Вестник математических наук» стал выходить почти тридцать лет спустя, в 1861г. в городе Вильно. Издателем нового журнала был директор виленской обсерватории Матвей Матвеевич Гусев, который хотел создать не учебно-методический, а чисто научный журнал. В «Вестнике» кроме русских активное участие принимали иностранные ученые. Статьи печатались на русском, немецком, французском языках.

«Вестник» ставил себе основной целью информирование читателей о новостях в области физико-математических наук и популяризацию этих наук. Кроме статей научного содержания журнал содержал библиографические обзоры, указатели русской и иностранной математической и естественно-научной литературы, рецензии о вышедших книгах, а также «оригинальные и переводные статьи популярного содержания, представляющие не столько ученый, сколько практический интерес».

В разделе научных статей журнал имел в качестве авторов многих известных впоследствии деятелей математики и математического образования: проф. Московского университета Бугаева, известного математика и историка математики Ващенко-Захарченко, преемника Лобачевского по кафедре Попова, академика Савича, проф. Киевского университета Рахманинова и др. Принимали участие в публикации статей и учителя математики, например, Е.Ф. Сабинин.

Большинство статей журнала относилось к вопросам “высшей математики или к пограничной области между элементарной и высшей математикой”. В небольшом количестве печатались и статьи по элементарной математике, адресованные непосредственно учителю и ученикам. Среди них можно указать статьи А. Жбиковского “Относительно признаков делимости чисел”(№ 1), А. Попова “Доказательство геометрического положения о кратчайшем расстоянии между двумя точками” (№ 21), Л. Износкова “Числовой цирк пифагорейцев” (№ 22). Эти статьи можно считать одними из первых научно-популярных публикаций в отечественной литературе.

Журнал не нашел необходимого числа подписчиков и прекратил свое существование в середине второго года издания на сороковом номере.

2. "Педагогический сборник"

С 1836 г. Главное управление военно-учебных заведений издавало “Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений”, который перестал удовлетворять возросшим потребностям и прекращен в 1863 г. Был поднят вопрос о создании “специального органа главного управления, неофициальный отдел которого должен был являться педагогическим журналом”. С 1 октября 1864 г. стал выходить журнал “Педагогический сборник” под редакцией известного педагога того времени Н.Х. Весселя, а с 1882 по 1910 г. под редакцией видного методиста-математика А.Н. Острогорского. Сначала журнал выходил ежемесячно. В 1880 г. не вышло ни одного номера, в 1881 и 1882 гг. – по 4 номера, с 1883 г. – по 12 номеров в год.

“Педагогический сборник”, несомненно, самый солидный из всех чисто методических журналов второй половины XIX – начала XX в. В 1915 г. ему исполнилось 50 лет, в связи с чем был издан в виде специальной книги указатель всех напечатанных в нем статей. История журнала изложена в книге последнего его редактора И.С. Симонова.

“Педагогический сборник” печатал значительное количество методико-математических статей особенно в период редактирования его А.Н. Острогорским. Он, придя в “Педагогический сборник”, уже имел опыт издания и редактирования одного из лучших журналов для детей и родителей того времени “Детское чтение” (1869-1877), в виде приложения к которому издавался “Педагогический листок (для родителей и воспитателей)”. Благодаря А.Н. Острогорскому “Педагогический сборник” “стал одним из популярнейших педагогических журналов в России, самым чистаемым в широких кругах передового учительства”. Журнал поднимал такие актуальные вопросы, как воспитание широко образованного человека с твердыми нравственными убеждениями, способного самостоятельно и творчески работать; гуманное отношение к детям, тесное взаимодействие семьи и школы, личность педагога и др.

Трудно указать какой-нибудь вопрос элементарной математики, содержание которого в популярном изложении и особенности преподавания не рассматривались бы на страницах “Педагогического сборника”. Статьи для этого журнала писали такие известные ученые, как Ермаков, Шапошниковы (отец и сын), С. Бернштейн, Бобынин, Цингер; видные методисты Латышев, Гольденберг, Евтушевский, Киселев, Шохор-Троцкий, Острогорский, Попруженко. В журнале печаталось много статей преподавателей математики Будаевского, Герна, Мазинга, Томаса, Матковского, Григорьева, Свешникова, Шидловского.

3. "Математический сборник"

С 1866 г. выходит научный журнал “Математический сборник”, который считается “главным русским математическим журналом”. Это орган старейшего математического общества в России, созданного при Московском университете, первый специальный математический журнал на русском языке.

Начиная со второго тома (1867 г.) и по десятый (1882 г.), “Математический сборник” присоединил к основному отделу оригинальных математических исследований отдел второй (с отдельным счетом страниц), в котором печатались материалы, рассчитанные на учителей математики. Интересно мнение о втором отделе журнала П.Л. Чебышева, который не только давал ему высокую оценку, но и рекомендовал библиотекам средних учебных заведений: “В состав этого издания кроме записок, относящихся к высшей математике, входят статьи по тем частям математики, которые преподаются в гимназиях, и статьи эти имеют особый интерес в педагогическом отношении… Ознакомление учителей гимназии и учеников высших классов со статьями такого рода обещают несомненную пользу, а потому я полагаю, что “Математический сборник”, как единственное у нас издание, где такие статьи печатаются, должен быть приобретен гимназическими библиотеками”.

Второй отдел имеет весьма солидный объем (в некоторых томах до 250 стр.) и, как считает И.Я. Депман, «подходит в полной мере под понятие журнала по элементарной математике, предназначенного для учителя и любителя математики». Приведем для примера авторов и названия некоторых статей.

Из т. II, 1867: Бугаев Н.В. Теорема Эйлера о многогранниках; Давидов А.Ю. Распространение формулы бинома на дробные и отрицательные показатели». Из т. III, 1868 г.: Летников А.Д. О теории параллельных линий Н.И. Лобачевского (первая попытка популярного изложения идей Лобачевского на русском языке); Бугаев Н.В. Математика как орудие научное и педагогическое; Давидов А.Ю. Единство мер и весов (пропаганда метрической системы мер и весов); Цингер В.Я. Об основной теореме высшей геометрии.

Кроме статей научно-популярного и методического характера второй отдел «Математического сборника» содержит задачи, их решения и рецензии на книги по элементарной математике. Авторами научно-популярных статей и рецензий были маститые ученые, часто профессора-математики; такими же авторитетными лицами предлагались задачи для решения (например, ряд задач предложен академиком В.Я. Буняковским).

Видное место занимают в журнале статьи историко-математического содержания. Например, здесь помещены биографии М.Фарадея, Б. Римана, пропагандируются достижения научных заслуг русских математиков С.Е. Гурьева, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева. В статье о геометрии Лобачевского представлены некоторые биографические материалы, переписка Гаусса, в которой излагаются взгляды последнего на новую геометрию, дается русский перевод статьи Лобачевского «Геометрические изыскания о теории параллельных линий». В.Я. Цингер в заметке «Об основной теореме высшей геометрии» рассматривает вопрос возникновения и развития проективной геометрии. Однако редко статьи второго отдела носят чисто историко-математический или методический характер, чаще они были комбинированными. Так, в статье Цингера кроме исторического обзора проективной геометрии предложено популярное изложение теоремы о равенстве сложного отношения четырех точек сложному отношению соответствующих лучей пучка. Одновременно автор рассматривает проблему повышения качества преподавания математики в школе.

Московское математическое общество рассчитывало привлечь внимание широких кругов учителей математики к «Математическому сборнику», что оказалось нереальным. Начиная с пятого тома, этот отдел журнала становился все менее интересным в методическом отношении, десятый том (1878 г.) оказался последним, в котором он представлен.

4. "Математический отдел" журнала «Семья и школа»

В 1871-1888 г. в Петербурге известным физиком Константином Дмитриевичем Краевичем издавался педагогический журнал «Семья и школа». Издатель был не только профессором Горного института, Морской академии и создателем популярнейшего учебника физики, но и автором учебника и сборника задач по алгебре, выдержавших ряд изданий.

С самого начала в журнале печатались и математические статьи. С сентября 1877 г. они выделены в особое приложение под названием «Математический отдел». Этот журнал предназначался для учителя, в нем публиковались преимущественно статьи методического характера такими известными авторами, как А.И. Гольденберг, В.А. Евтушевский, С.И. Шохор-Троцкий, К. Мазинг, Н.А. Страннолюбский, Н.И. Билибин и др. Появлялись в нем и статьи по истории математики.

В журнале «Семья и школа» печатались также подробные отчеты о заседаниях «Петербургского педагогического общества», из которых интерес для истории математического образования представляют дискуссии о пропедевтическом курсе геометрии, «Арифметике» Л.Н. Толстого и др.

5. "Математический листок"

Этот журнал существовал только три года и не оставил существенного следа в истории математического образования. Издавался он известным методистом Александром Ивановичем Гольденбергом и был посвящен исключительно вопросам элементарной математики, ее истории; за годы существования журнала читателям было предложено около 250 задач. Журнал предназначался главным образом для учеников старших классов средних учебных заведений.

А.И. Гольденберг сотрудничал практически во всех научно-популярных и методико-математических журналах. В 1879 г. начал издавать журнал «Математический листок». Журнал предполагался ежемесячным, однако первые 12 номеров вышли только в течение двух лет, и 9 номеров второго тома также растянулись почти на два года. В 1882 г. «Математический листок» прекратил свое существование из-за материальных трудностей.

Большинство статей журнала было написано самим А.И. Гольденбергом. Сотрудничали в журнале К. Мазинг, С.П. Фролов, И.П. Долбня, Д. Извеков. Несколько статей историко-математического содержания опубликовал в «Математических листках» В.В. Бобынин (Происхождение и первоначальное развитие письменного счета», «Математика древних египтян»). Вообще, историко-математическая компонента этого журнала была чрезвычайно сильна. Здесь помещены большие переводные обзоры Кантора «Евклид и его век» и Бретшнейдера «Геометрия и геометры до Евклида».

В вышедших номерах «Математических листков» «помещены статьи по различным вопросам всех разделов элементарной математики и ее истории». А.И. Гольденберг был большим любителем истории математики, поэтому большинство статей сопровождалось подробными историческими справками самого издателя и редактора. Он же написал исторические статьи «Как древние извлекали квадратный корень из чисел», «Ложное правило арабских математиков» и др.

6. "Журнал элементарной математики"

По мнению серьезных исследователей, это было самое лучшее в русской популярно-математической и методической литературе второй половины XIX в. периодическое издание для учителей математики. «Журнал элементарной математики» (1884—1886), выходивший затем под названием «Вестник опытной физики и элементарной математики», издавался в Киеве, позже в Одессе. Основателем и первым редактором его был профессор Киевского университета Василий Петрович Ермаков; долгие годы им руководил приват-доцент Новороссийского университета (впоследствии профессор Московского университета) В.Ф. Каган. Объем каждого номера журнала – 1 печатный лист, годовой комплект состоял из 18 номеров, в каникулярное время журнал не выходил.

Журнал предназначался для преподавателей математики, учеников старших классов и вообще для любителей математики. Первоначально редакция не предполагала помещать в журнале сугубо методический материал, считая, что «основной педагогический прием состоит в краткости и ясности изложения». Однако в предисловии ко второму тому это мнение редактора изменилось. В.П. Ермаков пишет: «Мы желали бы ввести отдел педагогический. Чтобы быть хорошим учителем, недостаточно иметь хорошие учебники и задачники, нужно еще уменье преподавать…». Поэтому в журнал был введен педагогический (методический) отдел как трибуна для обмена практическим опытом преподавания. Фактически этот отдел не успел по-настоящему развернуться и свелся главным образом к нескольким рецензиям. В них оказывалась поддержка новым качественным учебникам и книгам, например, «Систематическому курсу арифметики» А.П. Киселева (СПб., 1884), «Методике начальной арифметики» А.И. Гольденберга (СПб., 1885).

Журнал получил широкое распространение во всей стране и оказал значительное влияние на общий прогресс отечественной математической и методической культуры. Редактор формулирует в качестве основной цели журнала популяризацию математических знаний элементарными средствами. «Мы желаем показать, – пишет он в редакционной статье первого номера, – что объем элементарной математики далеко выходит из пределов гимназического курса, что есть много интересных вопросов, которые не входят в курсы преподавания ни средних, ни высших учебных заведений».

Одним из отличий нового журнала являлось то, что в нем публиковались статьи не только по математике, но и по физике, «хотя последней и уделялось первое время меньше внимания». Вторая важная особенность журнала – большое внимание задачам, которые вместе с решениями занимали в некоторых номерах до половины объема. Это объяснялось педагогическим кредо В.П. Ермакова: он придавал упражнениям особое значение в развитии математических способностей учеников. В отделе задач сотрудничали такие видные впоследствии ученые, как Г. Вороной, Д. Граве, В. Каган. Оригинальной формой работы с читательским активом были систематически помещавшиеся в журнале так называемые «темы для сотрудников». Темы предлагались для самостоятельной разработки, наиболее удачные из них публиковались в журнале и премировались математической литературой. Примеры таких тем: «Теория векторов на плоскости», «Отделение корней кубического уравнения».

За время существования журнала в нем было опубликовано около 250 статей и заметок, большая часть которых написана самим В.П. Ермаковым. Он сумел привлечь к сотрудничеству значительное число авторитетных авторов. Так, в математической части журнала представлены публикации профессоров Киевского университета М.Е. Ващенко-Захарченко и И.И. Рахманинова, выдающихся ученых А.А. Маркова и А.И. Коркина, преподавателей высших и средних учебных заведений И.Иванова, Г. Флоринского, Д. Извекова, Э. Шпачинского и др.

В центре математического отдела журнала, по мнению редакции, должна быть геометрия, а в ней – актуальные в то время задачи на построение. Журнал широко пропагандировал элементы проективной геометрии и векторного исчисления. В алгебраической тематике превалировали задачи на поиск наибольших и наименьших значений функций, проблемы теории соединений и элементы теории вероятностей.

«Журнал элементарной математики» издавался в течение двух лет (четырех семестров). В.П. Ермаков отказался от его редактирования «по многочисленности своих занятий», передав издание в руки Э. Шпачинского – одного из сотрудников журнала. Ермаков согласился оставить за собой идейное руководство математической частью журнала, получившего новое название – «Вестник опытной физики и элементарной математики».

7. "Вестник опытной физики и элементарной математики"

Этому журналу принадлежит особенно важная роль в истории отечественного математического образования. Он издавался на протяжении более трех десятилетий (1886-1917). До 1898 г. он редактировался Эразмом Корнелиевичем Шпачинским, в дальнейшем – Вениамином Федоровичем Каганом.

Программа «Вестника», представленная в первом номере, была следующей:
1) специальные статьи по всем разделам математики и физики;
2) статьи педагогического содержания, библиографические указатели, рецензии и критика;
3)темы, вопросы, задачи по математике и физике и их решения;
4) хроника научных новостей, бюллетени выдающихся метеорологических явлений, мелкие заметки;
5) корреспонденция и объявления редакции. Основная цель журнала в этом же номере сформулирована таким образом: «способствовать преподавателям в полезном эксплуатировании склонности учащейся молодежи знать больше, чем по официальной программе».

Специальные статьи, темы и задачи «при строго научном содержании» должны были поэтому иметь «возможно популярную» форму. В год выходило 24 номера «Вестника» (от 24 до 28 стр. в каждом номере), максимальное число подписчиков – более 500. Ученый комитет Министерства просвещения рекомендовал журнал для фундаментальных и ученических библиотек мужских гимназий, прогимназий и реальных училищ, а также для библиотек учительских семинарий, институтов и городских училищ. Несмотря на популярность журнала, существование его было нестабильным. Недостаточный тираж издания, низкая подписная цена (от 4 до 6 руб. в год) и высокая стоимость типографских работ вызывали постоянный дефицит. Официальной поддержки журнал не имел: Министерство народного просвещения ограничивалось назначением мизерных единовременных пособий, которые не покрывали этот дефицит.

Всего вышло 674 номера «Вестника», в которых было опубликовано несколько тысяч статей, заметок, задач и их решений. Постоянными авторами журнала были И. Александров, А. Бобятинский, Е. Буницкий, А. Гольденберг, В. Ермаков, Д. Ефремов, В. Каган, М. Попруженко, В. Студенцов, П. Свешников, Г. Флоринский, П. Флоров, С. Шатуновский, Э. Шпачинский и др. Значительное количество авторов составляли учителя, были среди них учащиеся средней школы и студенты университетов.

Подробный анализ содержания «Вестника» дан в специальном исследовании С.А. Дахия. Мы ограничимся лишь краткими комментариями.

Начнем с материалов о математике. Среди статей по геометрии большое место занимали разработки «тем для сотрудников», плодом которых стал ряд статей, заполнявших пробелы в русской научно-популярной литературе. Разработка тем была хорошей школой для любителей математики и начинающих специалистов-математиков. Значительное количество статей посвящено геометрии треугольника (Ефремов, Свешников, Гольденберг) и вопросам конструктивной геометрии (Александров, Шатуновский, Каган). Особой значимостью отличаются статьи, популяризирующие геометрию Лобачевского (Ермаков, Ефремов, Бондаренко, Каган, П.С. Юшкевич). Особенно энергично кампанию пропаганды идей Лобачевского «Вестник» развернул к столетию со дня его рождения (1893 г.). Был опубликован, в частности, русский перевод статьи А. Пуанкаре «Неевклидовы геометрии» и его полемики с противниками новых идей. Популяризации развития идей Лобачевского посвящены многочисленные статьи В.Ф. Кагана, одна из характерных черт которых – забота их автора об исторически справедливой оценке приоритета Лобачевского в открытии неевклидовой геометрии и в создании нового математического мировоззрения.

Алгебра была представлена значительно более скупо. Здесь преобладал традиционный материал (разложение многочленов на множители, способы решения уравнений 3-й и 4-й степени, вопросы равносильности уравнений и др.). Некоторое внимание было уделено элементарным приемам исследования простейших функций на экстремум (Гирман, Флоров, Свешников), теории приближенных вычислений (Ефремов и др.), графическому решению алгебраических уравнений по способу Лилля (Шан-Гирей, Флоринский), описанию машины Торре для решения уравнений (Точидловский).

Вопросы исследования анализа бесконечно малых сначала занимали в «Вестнике» незначительное место. Большей частью это были небольшие статьи по отдельным частным вопросам. Положение изменилось с введением элементов высшей математики в курс реальных училищ. «В последнее пятилетие своего существования «Вестник» начал знакомить читателей с проблемами общей теории функций (Афанасьева-Эренфест, Будницкий, Мазуровский, Даватц и др.).

Скупо освещались на страницах журнала и вопросы истории математики. Редактор осознавал необходимость большего внимания к этим вопросам и ввел специальную рубрику «Из прошлого», не получившую серьезного развития. Позже вопросам истории математики стало уделяться несколько больше внимания, что отчасти связано с прекращением в 1905 г. издания журнала «Физико-математические науки» В. Бобынина (см. далее), специально посвященного истории математики. Он вынужден был публиковать свои новые работы в «Вестнике». Значимым историко-научным и популяризаторским явлением стала публикация в 308-403 номерах журнала «Исторического очерка учения об основаниях геометрии» В.Ф. Кагана. В журнале была опубликована речь академика А.А. Маркова на торжественном собрании Академии наук, в которой был дан исторический анализ развития одной из центральных проблем теории вероятностей (закона больших чисел) и в связи с этим трудов П.Л. Чебышева и его научной школы. Очень актуальным был «Исторический обзор понятия о функции» (1912 г.) С.Н. Бернштейна, прозвучавший в виде доклада на 1-м Всероссийском съезде преподавателей математики.

Заслугой журнала следует считать своевременную популяризацию начинавшей усиленно развиваться в это время математической логики (Слешинский, Буницкий).

По вопросам преподавания математики в средней школе в «Вестнике» публиковались статьи таких авторитетных авторов, как Ермаков, Преображенский, Слешинский, Попруженко, Жбиковский, Александров, Гирман, Флоринский и др. На страницах журнала удалось организовать дискуссию по вопросу об экзаменах по математике и физике, в результате которой победила здоровая идея о необходимости сохранения экзаменов по математике при условии нормализации их проведения и устранения «экзаменационного террора».

Из работ по общей методике следует отметить статьи, посвященные развитию творческих способностей учеников, их самостоятельности, одним из эффективных путей которого является внеклассная работа по математике (Шпачинский, Полянский и др.)

Достаточное внимание было уделено в «Вестнике» методике алгебры (Ермаков, Матковский, Шпачинский, Герн, Ефремов). Особенный интерес представляет статья А.Самко «К вопросу об образовательном значении алгебры», в которой автор полемизирует с М.Е. Ващенко-Захарченко, ставившим на первое место по степени влияния на учащихся геометрию: «алгебра по простоте начала, допускающего, однако, беспредельную сложность развития, должна быть признана идеальной логикой, строгая система ее не может остаться без существенного образовательного влияния на развивающийся ум». Статей по методике арифметики в «Вестнике» немного. Основные из них посвящены критике архаичных приемов решения арифметических задач.

Значительное место в журнале занимали статьи об общих проблемах методики геометрии и тригонометрии (Преображенский, Житков), рецензии на новые учебники геометрии. В частности, высокую оценку рецензента (Попруженко) получил появившийся в 1892 г. учебник геометрии А. Киселева. Редакция инициировала вопрос политехнизации курса геометрии в гимназиях и реальных училищах (Шпачинский, Коваржик).

Остановимся на освещении в «Вестнике» движения за реформирование математического образования рубежа XIX–XX вв. В журнале опубликованы многочисленные переводные и компилятивные материалы, посвященные преподаванию математики за рубежом, в то время как движение за реформу отечественного математического образования – особенно до 1912 г. – должным образом в нем не освещалось. Это признано и руководством журнала: в редакционной статье, посвященной его 25-летию, освещение отечественного опыта реформирования математического образования было признано “самым больным вопросом”.

В “Вестнике” была организована дискуссия, посвященная лабораторно-утилитаристскому методическому течению. Стороннику его В. Лермантову противостояли в полемике такие известные деятели математического образования, как В.Ф. Каган, К.Ф. Лебединцев. Значительная часть материалов “Вестника” посвящена реформистскому течению во Франции., Италии, Дании, Пруссии. С момента образования Международной комиссии по преподаванию математики журнал ввел специальную рубрику для публикации материалов о ее деятельности. В частности, в ней был опубликован отчет русского делегата комиссии К.А. Поссе о работе конференции Международной комиссии в 1914 г., на которой обсуждались результаты введения начал высшей математики в курс средней школы.

После введения в 1907 г. элементов высшей математики в курс реальных училищ в “Вестнике” более активно публикуются отечественные реформистские материалы. Так, в 1908 г. был опубликован “Проект учебного плана по математике для мужских гимназий, составленный Варшавским кружком преподавателей физики и математики”, в котором более прогрессивно формулировлись цели математического образования, предлагались активные методы обучения, стимулирующие самостоятельную работу учащихся (эвристический способ, аналитический метод доказательства теорем и др.), последовательно проводилась идея концентрического изучения отдельных математических дисциплин, в последнем классе вводились элементы высшей математики и теории вероятностей. Истории обучения математике в нашей стране посвящена статья К. Щербины “Математика в русской средней школе”, которая была введением к известному труду автора под тем же названием, вышедшему в 1907 г.

В 1912-1914 гг. “Вестник” уделял значительное внимание состоявшимся в этот период I и II Всероссийским съездам преподавателей математики. В.Ф. Каган опубликовал обстоятельный отчет о работе первого съезда, а также речь А.В. Васильева «Математическое и философское преподавание в средней школе» и доклады о согласовании программ средней и высшей школы К.А. Поссе, Я.Б. Струве и Д.М. Синцова.

Подготовку к работе и деятельность II Всероссийского съезда преподавателей математики «Вестник» осветил в статье В.Ф. Кагана «К предстоящему второму съезду» и в отчетах о его деятельности Д.М. Синцова. Большое значение имел представленный в журнале критический обзор изданных Министерством народного просвещения в 1915 г. «Материалов по реформе средней школы». Автор обзора К. Щербина подверг резкой критике программы по математике, составленные министерской комиссией и предусматривающие значительное сокращение часов.

8. "Физико-математические науки в их настоящем и прошлом"

Журнал издавался с 1885 по 1899г. на средства первого русского историка математики Виктора Викторовича Бобынина, который был его издателем, редактором и автором подавляющего большинства статей. Журнал выходил двумя параллельными изданиями – отдел научных статей 4 раза в год, отдел научных новостей, критики и библиографии 12 раз в год.

Основное содержание журнала – история математики, практически единственным специалистом в которой был В.В. Бобынин. Среди «различных заметок и небольших статей по истории и философии математики, рецензий, некрологов, биографий, международной и русской научной хроники» опубликованы серии исследований автора – «Очерки истории развития математических наук на Западе», «Очерки истории развития физико-математических наук в России», «Лекции по истории математики». Частями во всех 13 томах журнала была напечатана «Русская физико-математическая библиография», в которой с редкой обстоятельностью В.В. Бобынин собрал полный указатель книг и журнальных статей по физико-математическим наукам, опубликованных в России с начала книгопечатания до 1816 г.

Из-за материальных затруднений в 1898 г. журнал был закрыт. Но в следующем году В.В. Бобынин приступил к изданию другого журнала «Физико-математические науки в ходе их развития», издание первого тома которого (из 12 номеров) продолжалось до 1905 г. В последнем выпуске Бобынин опубликовал статью об истории своих журналов, печальный конец которых, по его мнению, во многом обусловлен «довольно тяжелыми материальными условиями, создаваемыми для специальных изданий в России». Он привел перечень статей, данные о количестве, составе и географическом распределении подписчиков, бюджете журнала, а также факты «разительного равнодушия к журналу со стороны чиновников, ведавших наукой и народным образованием». В «Вестнике опытной физики и элементарной математики» опубликована статья Д. Волковского «Судьбы русской математической журналистики», написанная под впечатлением известия о прекращении издания первого русского историко-математического журнала. В ней нарисована «печальная картина» тех трудностей, которые стояли на пути русской математической журналистики.

Все перечисленные журналы не были в строгом смысле методическими, львиная доля публикаций носила научно-популярный характер. Назрела необходимость в специальном печатном органе, полностью посвященном проблемам математического образования. Ответом на эту потребность явился учрежденный в 1912 г. журнал «Математическое образование».

9. "Математическое образование"

Журнал издавался в 1912-1917 гг. Он основан учрежденным в 1905 г. Б.К. Млодзеевским, А.Ф. Гатлихом и И.И. Чистяковым Московским Математическим Кружком и приурочен ко времени открытия I Всероссийского съезда преподавателей математики. Журнал освещал вопросы преподавания математики преимущественно в средних и – отчасти – в высших учебных заведения, выходил ежемесячно, кроме мая и летних месяцев. Объем журнала был невелик – каждая книжка около 50 стр. Большие статьи печатались с продолжениями в нескольких номерах.

Редактировался журнал профессором Московского университета и Высших московских женских курсов Иосафом Ивановичем Чистяковым. Всего вышло 48 номеров. Журнал имел следующие разделы: статьи по математике (в основном элементарной), представляющие и методический интерес; небольшие математические заметки; статьи методического характера по различным разделам математики, обсуждение программ преподавания; статьи и заметки по истории математики; биографические материалы; статьи, посвященные приложениям математики и некоторым вопросам преподавания физики; задачный раздел. Решения задач текущего номера публиковались в следующем номере, приводился список читателей, решивших их. Кроме того, в журнале помещалась хроника математического образования; присутствовал библиографический отдел.

Журнал ориентировался на учителя средней школы, однако это не повлияло на высокий научный и методический уровень публикаций. С журналом активно сотрудничали профессора Б.К. Млодзеевский, А.К. Власов, К.А. Поссе, В.Б. Струве, Д.М. Синцов, В.В. Бобынин, Н.А. Умов, Н.Н. Салтыков, А.Б. Васильев, С.Н. Бернштейн, Д.Д. Мордухай-Болтовской; методисты П.А. Баранов, А.Ф. Гатлих, И.И. Александров, Н.А. Извольский, Д.Д. Волковский, К.Ф. Лебединцев, А.П. Киселев, А.П. Поляков и др.

Особенно большое внимание уделялось в журнале анализу работы I и II Всероссийских съездов преподавателей математики. Печатались наиболее интересные доклады съездов, итогам их работы посвящены обширные редакционные статьи.

* * *

Итак, журналы для учителей математики или журналы, содержащие наряду с другими разделами специальный раздел, посвященный математике и ее преподаванию, во второй половине XIX – начале XX в. ставили перед собой несколько основных целей:
1) расширение представлений о так называемой элементарной математике, ее методах и приемах, вовлечение читателей в решение математических задач;
2) популяризацию в учительской и ученической среде достижений современной математики, в том числе отечественной;
3) обсуждение методических проблем, обмен опытом.

На протяжении анализируемого периода приоритеты в достижении этих целей менялись: первые представители отечественной популярно-методической периодики делали акцент на проблемах элементарной математики, стремясь показать, что ее идеи и методы выходят за пределы гимназического курса математики, вовлекая любителей математики в решение нестандартных задач. К концу XIX в. появляется все больше публикаций, популяризирующих современные достижения математики. Так, именно журнальной периодике мы обязаны популяризации идей геометрии Лобачевского. В дальнейшем акценты все больше смещаются в сторону методических проблем. Страницы журналов все чаще предоставляются для анализа реформы классической системы школьного математического образования в странах Запада, с начала XX в. и для дискуссии о состоянии и перспективах развития отечественного математического образования.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II: век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2005. - С.46-60.