Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
3.3.1. Математическое образование в других профессиональных школах
В 1701 г. в Москве была открыта артиллерийская школа, в 1707 - хирургическая школа при военном госпитале. В 1711-1712 гг. сподвижник царя Петра генерал Яков Вилимович Брюс организовал в Москве инженерную школу, которая вместе с артиллерийской позднее была переведена в Санкт-Петербург. Чуть позже появилось несколько горных училищ при заводах Карелии и Урала, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности.

Контингент учащихся в профессиональных учебных заведениях по масштабам того времени был довольно значительным. Штаты математико-навигацкой школы предусматривали обучение в ней 500 учащихся. В Морской академии обучалось 300 чел., в инженерной школе - 100-150, несколько десятков человек овладевали медициной в специальном медицинском училище.

Появилась и первая общеобразовательная школа: в 1703 г. в Москве на Покровке функционировала общеобразовательная гимназия, открытая пастором Глюком. В ней положено было преподавать языки, грамматику, арифметику, этику, политику, философию. В гимназии имелся “танцевальный мастер” и “конный учитель”, обучавший верховой езде. Однако широкая общеобразовательная программа в ней не была осуществлена, и, как и другие, подобные ей учебные заведения, гимназия превратилась преимущественно в подготовительную школу иностранных языков.
По свидетельству знаменитого русского историка Н.И.Костомарова, Петр Великий “заботился дать образование дворянам больше, чем другим сословиям”. Так, в 1722 г. в инженерной школе, в которой предполагалось учить геометрии и фортификации, две трети учащихся были из дворянских семей. В 1714 г. Петр I велел разослать во все губернии по нескольку выпускников математико-навигацкой школы учить дворянских детей “...цифири и геометрии. Архиереи не должны были давать венечные памяти дворянам, желающим вступить в брак, если они не выучатся”.
Морская академия также учреждалась для дворянских детей. Царь Петр в октябре 1715 г. собственноручно начертал для нее инструкцию, а в декабре того же года именным указом велено мальчиков дворянского звания, от десяти лет и выше, посылать в Петербург для обучения морскому делу. “По известию одного иностранца, не было в России ни одной знатной фамилии, из которой не находилось бы юношей от 16-18 лет в этой академии”. Чисто дворянским учебным заведением была и открытая при преемниках Петра в 1731 г. Рыцарская академия, сочетавшая военную подготовку с широким общим образованием. Рыцарская академия имела большую популярность в дворянской среде.
К сожалению, мы не имеем конкретных материалов, по которым можно было бы судить об уровне математического образования в этих учебных заведениях. Несомненно, что математика в них преподавалась, причем в значительных объемах.

Все охарактеризованные школы - элитарные профессиональные, не имеющие целью общее образование широких кругов населения. Однако, создавая преимущества в деле образования дворянскому званию перед прочими сословиями, Петр Великий тем не менее считал необходимым, чтобы во всех слоях общества распространялось учение. Для этого им была предпринята попытка создания более массовых учебных заведений.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.90-91.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Учебники математики XVIII века


Метаморфозы Якова Брюса


"Арифметика" Магницкого с etudes.ru

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Записки Манштейна о России. 1727 - 1744. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. - С.304-309.

Чародей Петра Великого / А.Н. Филимон. - М.: Вече, 2011. - 352 с.
С именем Якова Брюса, замечательного ученого-энциклопедиста, сделавшего многое для отечественного математического образования, связаны различные народные легенды, сформировавшие в сознании людей образ мага и чародея. И хотя эти легенды не подтверждались фактами  биографии и не соответствовали характеру деятельности ученого, их становилось все больше и больше. Исследованию этого феномена и посвящена данная книга.

Печать