Контингент учащихся в профессиональных учебных заведениях по масштабам того времени был довольно значительным. Штаты математико-навигацкой школы предусматривали обучение в ней 500 учащихся. В Морской академии обучалось 300 чел., в инженерной школе - 100-150, несколько десятков человек овладевали медициной в специальном медицинском училище.
Появилась и первая общеобразовательная школа: в 1703 г. в Москве на Покровке функционировала общеобразовательная гимназия, открытая пастором Глюком. В ней положено было преподавать языки, грамматику, арифметику, этику, политику, философию. В гимназии имелся “танцевальный мастер” и “конный учитель”, обучавший верховой езде. Однако широкая общеобразовательная программа в ней не была осуществлена, и, как и другие, подобные ей учебные заведения, гимназия превратилась преимущественно в подготовительную школу иностранных языков.
По свидетельству знаменитого русского историка Н.И.Костомарова, Петр Великий “заботился дать образование дворянам больше, чем другим сословиям”. Так, в 1722 г. в инженерной школе, в которой предполагалось учить геометрии и фортификации, две трети учащихся были из дворянских семей. В 1714 г. Петр I велел разослать во все губернии по нескольку выпускников математико-навигацкой школы учить дворянских детей “...цифири и геометрии. Архиереи не должны были давать венечные памяти дворянам, желающим вступить в брак, если они не выучатся”.
Морская академия также учреждалась для дворянских детей. Царь Петр в октябре 1715 г. собственноручно начертал для нее инструкцию, а в декабре того же года именным указом велено мальчиков дворянского звания, от десяти лет и выше, посылать в Петербург для обучения морскому делу. “По известию одного иностранца, не было в России ни одной знатной фамилии, из которой не находилось бы юношей от 16-18 лет в этой академии”. Чисто дворянским учебным заведением была и открытая при преемниках Петра в 1731 г. Рыцарская академия, сочетавшая военную подготовку с широким общим образованием. Рыцарская академия имела большую популярность в дворянской среде.
К сожалению, мы не имеем конкретных материалов, по которым можно было бы судить об уровне математического образования в этих учебных заведениях. Несомненно, что математика в них преподавалась, причем в значительных объемах.
Все охарактеризованные школы - элитарные профессиональные, не имеющие целью общее образование широких кругов населения. Однако, создавая преимущества в деле образования дворянскому званию перед прочими сословиями, Петр Великий тем не менее считал необходимым, чтобы во всех слоях общества распространялось учение. Для этого им была предпринята попытка создания более массовых учебных заведений.
Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.90-91.