Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
3. История развития математики в Российской империи. XVIII - начало XX вв.

Краткое теоретическое содержание модуля 3

Математика в эпоху Петра I. Становление математического образования как условие успешного развития математики в России.
Становление математики как науки в XVIII в. Создание С.-Петербургской АН. Академики-математики Бернулли, Герман, Гольдбах. Роль Леонарда Эйлера в становлении отечественной математики. Общий обзор математических сочинений Л.Эйлера. Его ученики и последователи.
Развитие математики в России первой половины XIX в. Открытие физико-математических факультетов в 1804 г. Развитие математики в университетах и в АН. Первые всемирно признанные отечественные математики Н.И. Лобачевский и М.В. Остроградский. В.Я. Буняковский.
Развитие математики в России второй половины XIX в. Изменение условий развития математики в России: математические общества и научные съезды, математические журналы и другие издания. П.Л. Чебышев и петербургская научно-математическая школа. Развитие теории чисел и теории вероятностей.
Развитие математики в России конца XIX- начала XX в. Крупные центры математических исследований при российских университетах в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Одессе, Киеве, Варшаве. Московская научная математическая школа, Д.Ф. Егоров, Н.Н. Лузин.

Презентация к циклу лекций модуля 3

Тестирование к модулю 3

Планы семинарских занятий модуля 3

К каждому пункту плана семинарского занятия нужно подготовить доклад (8-10 мин) и сопровождающую его презентацию + пять вопросов для теста по материалам своего доклада. Не позже чем за 2 дня до выступления необходимо загрузить эти материалы на сайт в соответствующие разделы библиотеки внизу страницы. Пример имени загружаемых файлов: ИМР_С1_1_ФамилияИО_доклад.ppt, ИМР_С1_1_ФамилияИО_тест.doc, ИМР_С1_1_ФамилияИО_реферат.doc, что означает, что загруженные материалы относятся к дисциплине ИМР, к семинару 1, к пункту плана занятия 1 и выполненны студентом ФамилияИО

Семинарское занятие №4 «Развитие отечественной математики в XVIII – первой половине XIX в.»

1. Первые отечественные академики-математики: Бернулли, Герман, Гольдбах
2. Математика в трудах учеников и последователей Эйлера
3. Н.И.Лобачевский: жизнь, творчество, роль в развитии математики в России
4. М.В.Остроградский: жизнь, творчество, роль в развитии математики в России
5. В.Я.Буняковский: жизнь, творчество, роль в развитии математики в России

Семинарское занятие №5 «П.Л.Чебышев и петербургская научно-математическая школа»

1. П.Л.Чебышев: жизнь, творчество, роль в развитии математики в России. 
2. Математическое творчество А.Н. Коркина
3. Математическое творчество Ю.В. Сохоцкого
4. Математическое творчество Е.И. Золотарева
5. Математическое творчество А.А. Маркова
6. Математическое творчество А.М. Ляпунова
7. Математическое творчество Д.А. Граве
8. Математическое творчество Г.Ф. Вороного

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Об Эйлере. К 300-летию.


Причудливый до невменяемости.
Фильм о М.В. Остроградском. 2007.

 

Загадка Лобачевского

ЧТО ПРОЧИТАТЬ

Развитие идей Леонарда Эйлера и современная наука. - М.: Наука, 1988.

Статьи сборника освещают жизнь и творчество Эйлера в целом, его деятельность в Петербургской и Берлинской академиях наук, его вклад в алгебру, теорию чисел, многие разделы механики, астрономии, физики и т. д. В сборнике воспроизводится «Похвальная речь» Леонарду Эйлеру, прочитанная по случаю его кончины академиком Н. Фусом в Собрании Академии наук в 1783 г. Помещена также «Родословная роспись потомков Леонарда Эйлера».

Гнеденко Б.В., Погребысский И.Б. Михаил Васильевич Остроградский. 1801 - 1862. Жизнь и работа. Научное и педагогическое наследие. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.

Михаил Васильевич Остроградский — один из наших крупнейших ученых XIX столетия. В историю отечественной науки он вошел как создатель большой школы математиков и механиков и как видный деятель просвещения. Его яркое математическое дарование и своеобразие его личности привлекали к нему внимание современников и последующих поколений.

 

Ожигова Е.П. Александр Николаевич Коркин. - Ленинград: Наука, 1968.

Монография представляет собой биографический очерк жизни и деятельности одного из выдающихся представителей петербургской математической школы А. Н. Коркина (1837—1908). Книга написана на основе архивных материалов, опубликованной и неопубликованной переписки ученого с Золотаревым, Эрмитом, Шарвом и другими известными математиками, воспоминаний его учеников и других данных.