Д.Д. Мордухай-Болтовской родился 27 июля 1876 г. в городе Павловске бывшей Петербургской губернии.
Получил образование в первой классической гимназии Петербурга, где у него уже проявляется интерес к математике, поддерживаемый зародившейся страстью к чтению и любовью к учебной книге. С 1894 г. он продолжает свое образование на физико-математическом факультете Петербургского университета. Здесь его незаурядная математическая одаренность и резко выраженная склонность к углубленному осознанию научных проблем привлекают к себе внимание выдающихся профессоров университета, в том числе математиков А.Н.Коркина, А.А.Маркова и К.А.Поссе. По окончании университета в 1898 году по рекомендации последнего Мордухая-Болтовского оставляют для подготовки к профессорскому званию по кафедре чистой математики. В конце этого же года он был направлен на работу в Варшавский политехнический институт в качестве ассистента известного математика профессора Г.Ф.Вороного.
Работая здесь, он впервые увлекся методическими проблемами: его интересуют содержание, методика и организация практических занятий. В результате в 1904 году на русском (Варшава) и на польском языке (Львов) выходит “Систематический сборник элементарных упражнений по дифференциальному и интегральному исчислениям” (426 стр.). “Этот большой сборник, в основном оригинальный по своему задачному материалу, представляет собой мастерскую реализацию весьма зрелых и интересных педагогических воззрений автора, обстоятельно изложенных в введении к работе”. Он лег в основу изданного в 1914-1915 г.г. в Петрограде большого двухтомного задачника (около 900 стр.). В нем впервые задачи распределены по степени трудности, с подробными разъяснениями в начале каждой темы и с показом на конкретных примерах приемов наиболее целесообразного решения. Этот сборник получил широкое распространение, помимо четырех изданий на русском языке, был переведён на польский язык и “служил настольной книгой почти всякого студента как математика, так и техника, занимавшегося Высшей Математикой”. Удачная “методическая структура его была положена в основу задачников по математическому анализу ряда других авторов”. К сожалению, эта книга более не переиздавалась и вскоре стала библиографической редкостью.
В 1909 году Мордухай-Ботовской утверждается экстраординарным профессором Варшавского университета, а через три года ординарным.
К варшавскому периоду научной деятельности относятся его самые крупные результаты в математике. Это обширные исследования по интегрированию в конечном виде трансцендентных функций и решению в квадратурах дифференциальных уравнений. В 1913 году он решает 22 математическую проблему Гильберта, доказав, что функция, определённая известным рядом, не может быть определена алгебраическим дифференциальным уравнением. В этом же году Дмитрий Дмитриевич обнародовал свои первые результаты исследований о трансцендентных числах, являющиеся серьёзным подступом к решению знаменитой седьмой проблемы Гильберта, полностью решенной в 1934 г. А.О.Гельфондом. Трудно назвать раздел математики, в котором он не работал бы. Его научные интересы отличались большой широтой и распространялись на различные разделы анализа, теории чисел, геометрии, истории математики и методики преподавания.
Достижения в математике не препятствуют его развивающимся интересам к методическим проблемам. Придавая важное воспитательное значение методике преподавания математики как в средней, так и в высшей школе, он опубликовал ряд работ по вопросам преподавания математики или отдельных её разделов. Он не только был участником Всероссийских съездов преподавателей математики (1911/12 и 1913/14 гг)., но и провел глубокий анализ основных направлений работы съездов. Признание его заслуг выразилось, в частности, и в том, что он был включен в состав Русской национальной подкомиссии Международной комиссии по математическому образованию (1909 г).
В 1915 году Варшавский университет со своим профессорско-преподавательским составом в силу условий военного времени был эвакуирован в Ростов-на-Дону. С 1915 по 1942 годы Д.Д.Мордухай-Болтовской – профессор университета, пединститута и других вузов Ростова.
Он никогда не терял связи со школой. Будучи профессором, преподавал в средних учебных заведениях, серьезно относился к руководству педагогической практикой будущих учителей. Он не раз подчеркивал в своих выступлениях, что создать ученого намного легче, чем создать учителя. Именно с этой целью была организована работа физико-математического кружка. На его базе позднее стал функционировать так называемый «методический collocvium», на котором обсуждались вопросы методики преподавания и дидактики математики, программы и планы по математике, учебно-методическая литература. Мордухай-Болтовской не только руководил работой коллоквиума, но и сам очень часто делал доклады на методические темы. Занятия коллоквиума посещали не только студенты, но и преподаватели университета, рабфака, средних учебных заведений, учителя школ. Большое значение он придавал развитию математического мышления и пространственных представлений. Убежденный в целесообразности демонстрации моделей в процессе преподавания, он создает геометрический кабинет, который одно время считался лучшим в стране. Он выступает за изучение элементов истории математики в средней школе, большое значение придает истории методики преподавания математики, в частности, изучению истории учебника, в связи с чем он весьма содержательно анализирует проблемы математической терминологии. Интерес к проблемам методики математики как высшей, так и средней школы Мордухай-Болтовской воспитывал и у своих учеников, многие из которых посвятили себя преподавательской деятельности.
Он был прекрасным лектором. По свидетельству Н.М.Несторовича, “Курсы Дмитрия Дмитриевича всегда были насыщены идеями, его лекции изобиловали рядом замечаний и указаний на интересные проблемы, давали освещение старых проблем с новой точки зрения или указывали зародыши новых идей в старых вопросах. Все это, естественно, будило интересы его слушателей”.
В 1942 году в Ростове, несмотря на бомбежку, он пошел читать лекцию студентам пединститута. При выходе из здания он был тяжело ране, что повлекло почти годовое пребывание в госпиталях и эвакуацию в Ессентуки. В Ростове сгорело почти все имущество Мордухай-Болтовского – богатейший научный архив и уникальнейшая библиотека. После войны он затратил немало труда и времени, чтобы восстановить по памяти некоторые из погибших рукописей. С 1943г. он – профессор Пятигорского и Ивановского пединститутов. По ходатайству последнего Д.Д.Мордухай-Болтовской был представлен в члены-корреспонденты Академии педагогических наук и к званию Заслуженного деятеля науки РСФСР.
Скончался Д.Д.Мордухай-Болтовской в 1952 г. Выражая глубокое уважение к его памяти, В.Ф.Каган, сохранивший с ним товарищеские отношения, в своем письме к родственникам называет его «последним математиком старой школы».
В лице Д.Д.Мордухай-Болтовского гармонически сочетался крупный ученый-исследователь и ученый-педагог, учитель в самом широком смысле этого слова.
См.подробнее.