Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
6.4. Михаил Васильевич Остроградский (1801-1861)

М. В. Остроградский – выдающийся русский математик и педагог, один из основателей Петербургской математической школы, член Петербургской Академии наук.

М.В. Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии. Род Остроградского принадлежал к старинной дворянской фамилии, к тому времени обедневшей. Получил образование в пансионе при Полтавской гимназии, затем в этой гимназии (по некоторым сведениям, гимназического курса Остроградский не закончил) и Харьковском университете. В университет он поступил в 1817 г. вопреки собственному желанию, т.к. мечтал о военной карьере, первые полтора года занимался неохотно. В конце второго года Остроградский поселился на квартире адъюнкта Харьковского университета А.Ф. Павловского, который оказал на него большое влияние советом оставить «несообразные желания». В университете Остроградский проявил большие способности к математике и механике, причем наибольшее влияние на него оказали лекции Т.Ф. Осиповского. В 1820 г. он блестяще сдал экзамены, что дало основание Осиповскому, бывшему тогда ректором Харьковского университета, ходатайствовать о присвоении Остроградскому степени кандидата. Однако из-за конфликта с профессором философии Дудровичем Остроградский так и не получил документа об окончании Харьковского университета. Это не охладило его любви к науке и стремления к получению профессорского звания. Для того чтобы усовершенствовать свои познания в математике и механике, в мае 1822 г. Остроградский отправляется в Париж, который в 20-е гг. XIX в. был крупнейшим научным центром во главе с такими замечательными представителями точных наук, как Лаплас, Фурье, Пуассон, Коши, Ампер, лекции которых усердно посещает Остроградский. О пребывании Остроградского в Париже сохранились скудные сведения. Известно лишь, что в 1825 г. Коши в «Мемуаре об интегралах, взятых между мнимыми пределами» лестно отзывается об Остроградском, называя его «русским молодым человеком, одаренным большой проницательностью и весьма сведущим в исчислении бесконечно малых». В 1826 г. Остроградский представил Парижской Академии наук «Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне», в котором дал решение одного из важных вопросов математической физики. Парижская АН постановила напечатать этот мемуар, что говорит о его значительных научных достоинствах.

По возвращении Остроградского в Россию в 1828 г., как считает его первый биограф, известный математик О.И. Сомов, «он тотчас был оценен соотечественниками, и около него образовался кружок любителей математики, желавших ознакомиться с новыми взглядами и методами в анализе». 29 декабря 1828 г. Академия наук избрала Остроградского адъюнктом кафедры прикладной математики, в 1830 г. он получил звание ординарного академика.

Исследования Остроградского касаются разнообразных областей математики и механики: дифференциального и интегрального исчислений, алгебры, геометрии, теории вероятностей, теории чисел, аналитической механики, математической физики, баллистики и т.д.

По приезде в Петербург Остроградский начинает педагогическую деятельность с только что учрежденных офицерских классов Морского кадетского корпуса. В дальнейшем он преподавал во многих высших учебных заведениях Петербурга – Институте корпуса инженеров путей сообщения, Главном инженерном училище, Главном педагогическом институте, Артиллерийской академии и училище и др.

В Главном педагогическом институте Остроградский работал со времени его открытия (1832 г.) и до конца жизни. Остроградский читал здесь курсы высшей алгебры, дифференциального, интегрального и вариационного исчислений, аналитическую геометрию и теоретическую механику. Кроме того, он руководил подготовкой к профессорскому званию наиболее талантливых своих слушателей. Таким образом, Остроградский, в течение почти 30 лет возглавляя преподавание математических наук в Главном педагогическом институте, оказал большое влияние на развитие отечественного математического образования и подготовку научных и преподавательских кадров.

Кроме того, Остроградский долгое время (1847-1860) состоял в должности главного наблюдателя за преподаванием математики в военно-учебных заведениях и оказал прямое влияние на организацию и методику этого преподавания своими руководствами по начальной геометрии и тригонометрии, а также в качестве председателя комиссии по составлению новых программ по элементарной математике для кадетских корпусов. К этим программам должны были быть составлены конспекты, т.е. подробные «дополнительные пояснения, которые выражали бы цель, дух, направление и метод преподавания математики и механики, внутреннюю связь отдельных частей этих наук между собой, служили бы полной инструкцией преподавателям и указывали им … необходимые учебные пособия в классах и сочинения, которые могли служить руководством самим учителям». Эти конспекты по всем предметам математики и механики были составлены и изданы под руководством и при непосредственном участии Остроградского. Конспект по тригонометрии составлен самим Остроградским. В соответствии с ними были написаны и изданы новые руководства для употребления в военно-учебных заведениях, которые оказали существенное влияние и на преподавание математики в других средних учебных заведениях России. К их числу принадлежали «Руководство начальной геометрии» в трех частях самого Остроградского, «Арифметика» В.Я. Буняковского, «Тригонометрия» Ф.И. Симашко и др.

В конце 50-х гг. Остроградский получил звание заслуженного профессора Главного педагогического института, профессора офицерских классов морского корпуса, института инженеров путей сообщения, Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академий, главного наставника-наблюдателя по математическим наукам в военно-учебных заведениях и в институте корпуса инженеров путей сообщения.

Слава Остроградского в нашей стране была беспрецедентна. Почти все русские математики и инженеры первой половины XIX в. были его учениками: Н.Д. Брашман в Москве, Г.Е. Паукер, И.А. Вышнеградский, Н.П. Петров, П.Л. Лавров и другие в Петербурге, Е.Сабинин в Одессе, И.И. Рахманинов в Киеве, Е.Х. Бейер в Харькове и др.

Имя Остроградского было хорошо известно не только в научных и преподавательских кругах Петербурга, но и всему образованному русскому обществу. Он поддерживал дружеские отношения с коллегами, в том числе такими известными математиками середины XIX., как В.Я. Буняковский, Н.Д. Брашман. Он был принят в доме Авдотьи Ивановны Голицыной, которая серьезно занималась изучением литературы, истории, философии и математики. В ее доме на Большой Миллионной в Петербурге часто бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Вяземский, Одоевский, для научных бесед приглашались Остроградский, Брашман и другие ученые.

Остроградский был одним из немногих отечественных ученых-математиков первой половины XIX в., которые имели безусловное признание за рубежом. Он был членом-корреспондентом Парижской Академии наук, действительным членом Туринской, Римской и Американской академий.


Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II. Век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2005. - С.153-156.

См.подробнее:

    Прудников В.Е. Михаил Васильевич Остроградский / в книге: Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков.- М.: ГУПИ, 1956. C.254-291.
    Марон И.А. Общие педагогические взгляды М.В. Остроградского // Историко-математические исследования №4, 1951. C.124-159.
    Депман И.Я. Дополнительные сведения о педагогической деятельности М.В. Остроградского // Историко-математические исследования №4, 1951. C.160-170.
    Брылевская Л.И. Миф об Остроградском: правда и вымысел // Историко-математические исследования №42, 2002. C.18-38.
    Гнеденко Б.В. Михаил Васильевич Остроградский // Квант №10, 1982. C.5-10.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Причудливый до невменяемости.
Фильм о М.В. Остроградском. 2007.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Гудков Д.А. Н.И. Лобачевский. Загадки биографии. - Н.Новгород: ННГУ, 1992. - 242 с.

В книге автор, опираясь на архивные и литературные источники, обосновывает оригинальную версию происхождения Н.И. Лобачевского, которая снимает многие неясности. Написана книга увлекательно. Приводятся более 20 архивных документов, выявленных автором. Многие материалы, в том числе воспоминания сына Н.И. Лобачевского, публикуются впервые.


Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев. - Л.: Наука, 1976. - 282 с.

Цель этой книги - ознакомить широкие круги читателей с жизнью и деятельностью Пафнутия Львовича Чебышева, одного из великих русских гениев математики и замечательных педагогов XIX в.