Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.5. Франц Иванович Симашко (1817 - 1892)

Среди русских педагогов-математиков, сформировавшихся под непосредственным руководством М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского и преподававших в военно-учебных заведениях, видное место занимает Франц Иванович Симашко, комплект учебников которого по всем математическим предметам для средних учебных заведений благодаря своим несомненным научным и методическим достоинствам имел широкое распространение не только в военно-учебных заведениях, но и во всех других типах школ.

Симашко родился в 1817 г. в Варшаве. Сведений о его родителей не сохранилось, известно лишь, что получил образование он в Петербурге, в военно-сиротском доме, будучи круглым сиротой. Поступил он туда в 1827 г. и за время учебы проявил свои способности и любовь к математике. В 1835 г. руководство Павловского кадетского корпуса, в который к тому времени был переименован военно-сиротский дом, обеспечило Симашко возможность слушать публичные лекции Остроградского по алгебраическому и трансцендентному анализу, которые тот читал в морском кадетском корпусе. Это окончательно определило интересы Симашко.

Окончив в 1837 г. Павловский кадетский корпус, Симашко был произведен в прапорщики и назначен в 5-ю артиллерийскую бригаду, но служил в ней недолго, перейдя в 1839 г. на должность преподавателя математики и фортификации в фейерверкерскую школу 2-й артиллерийской бригады. До самой смерти Симашко оставался на службе в качестве преподавателя различных учебных заведений военно-учебного ведомства. В 1843 г. Симашко вернулся в родной Павловский кадетский корпус в качестве преподавателя математики, зарекомендовав себя наилучшим образом, он в 1860 г. был назначен инспектором классов Новгородского кадетского корпуса, где работал в течение 4-х лет, а позже исполнял те же обязанности в Павловском военном училище.

В 1865 г. Симашко становится директором Полтавской военной гимназии, в которой прослужил 20 лет. Он сумел прекрасно поставить дело в этом учебном заведении, сплотив за короткое время преподавателей и воспитателей в дружный и работоспособный коллектив. Большое внимание уделял Симашко воспитанию гимназистов, в основу которого был положен принцип уважения к личности, формирования у воспитанника правил долга, чести. Полтавская военная гимназия занимала одно из первых мест среди русских военных гимназий и не уступала лучшим учебным заведениям Европы того времени.

Еще в 1845 г. Симашко начал учебно-литературную деятельность переводом с французского учебника Мейера и Шоке "Начальные основания алгебры" - учебника продвинутого типа, содержащий ряд статей высшей алгебры. Он имел достаточно широкое распространение, обладая рядом научных и педагогических достоинств. С 1852 г. Симашко начал издавать оригинальные учебники по элементарной математике. Первыми из них выпущены в свет "Уроки практической арифметики" (1852) и почти одновременно "Тригонометрия", которая много раз переиздавалась со значительными изменениями. В 1865 г. вышло 3-е издание учебника геометрии "Начальная геометрия", которая написана в полном соответствии с "Конспектом геометрии" В.Я. Буняковского (1851) и в 1870 г. вышла 4-м, исправленным изданием. Кроме этого, Симашко принадлежат следующие руководства по математике: "Начальные основания алгебры", "Вычисления по приближению", "Руководство к решению геометрических вопросов на местности, съемке планов и нивелированию".

В 1885 г., в связи с пошатнувшимся здоровьем, Симашко хотел оставить военную службу, но его перевели в главное управление военно-учебных заведений, учитывая его большой опыт и хорошее знание учебно-воспитательного процесса. В 1886 г. в кадетских корпусах были введены новые программы, в связи с чем была назначена особая комиссия, которая в истории военно-учебных заведений носит название "Комиссии Ф.И. Симашко". Эта комиссия обратила внимание на усиление физического воспитания кадетов, в связи с чем на 10 минут было сокращено время урока в пользу физических упражнений. Комиссия также предписала всем кадетским корпусам пользоваться одним и тем же учебником по определенному предмету, были также незначительно изменены программы, высказано требование большую часть учебной работы проводить в классах, оставляя на внеклассное время минимум материала. Не все начинания этой комиссии были положительно восприняты педагогической общественностью военно-учебных заведений.

В начале 90-х гг. генерал Симашко возглавлял комиссию по разработке программ, уставов и других официальных документов для военно-учебных заведений.

Пятьдесят лет Ф.И. Симашко занимался педагогической деятельностью, пройдя последовательно должности преподавателя, инспектора классов, директора военной гимназии, чиновника Главного управления военно-учебных заведений, написав комплект первоклассных учебников по всем математическим дисциплинам.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II. Век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2005. - С.156-158.

См.подробнее:

Депман И.Я. История Арифметики. - М.: Просвещение, 1965. С.382.

Прудников В.Е. Франц Иванович Симашко / в книге: Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков.- М.: ГУПИ, 1956. C.575-587.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Судьба математики и математического образования в России

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Прудников В.Е. Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков. -М.: Учпедгиз, 1956.

В книге даются биографические очерки о наиболее видных двадцати восьми русских педагогах-математиках XVIII и XIX веков. Каждому из них посвящается отдельная глава, в которой особенное внимание уделяется анализу педагогических взглядов и деятельности, а также характеристике личности педагога-математика.