Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. 1965.
Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. - М.: Наука, 1965. - 192 с.
скачать книгу (DjVu)
Проблем философии и религии Хайям касается во множестве четверостиший и в пяти специальных трактатах. Казалось бы, это дает вполне достаточный материал для суждения о его мировоззрении. В действительности вопрос о мировоззрении замечательного ученого и поэта далек от ясности. Дело в том, что философские трактаты во многом расходятся с поэтическими высказываниями, да и в последних имеется разнобой. Мы полагаем, что нет оснований априорно больше доверять философским трактатам, чем четверостишиям. Историк XIII в. ал-Кифти в своей «Истории мудрецов» пишет о Хайяме следующее: «Омар ал-Хайям — имам Хорасана, ученейший своего времени, который преподает науку греков и побуждает к познанию Единого Воздаятеля посредством очищения плотских побуждений ради чистоты души человеческой и велит обязательно придерживаться идеальных между людьми отношений согласно греческим правилам. Позднейшие суфии обратили внимание на кое-что внешнее в его поэзии и эти внешности (т. е. явный, буквальный смысл) применили к своему учению и приводили их в доказательство на своих собраниях и уединенных беседах. Между тем сокровенное (внутренний смысл) его стихов — жалящие змеи для мусульманского законоположения и сборные пункты, соединяющие для открытого нападения».